Очень часто приходилось слышать от сервисменов
и большинства владельцев, что фильтр автомата заменять не надо. "Там не
фильтр, а металлическая сеточка - она не забивается. В крайнем случае
достаточно промыть..." - вот самый характерный ответ.
Давайте же на живом примере посмотрим, что представляет из себя фильтр АКПП
Aisin Warner и что с ним следует делать. Опытный образец - A243F (4WD ATC),
пробег ~120 т.км, ATF Dexron IID.
Что представляет из себя фильтр внешне, знают практически все - тонкая коробочка,
крепящаяся снизу к блоку клапанов. Снимаем ее и смотрим - через отверстие со
стороны клапанов видна только блестящая нетронутая сетка, через отверстие
забора - та же сетка, с небольшим количеством грязевых частиц (на фото - это
чистая полоса в правой части). Проверяем пропускную способность - жидкость
через фильтр проходит успешно, особой грязи не вымывается - казалось бы можно
смахнуть оставшийся мусор и ставить на место.
Но не будем спешить, этот фильтр нам больше не понадобится, поэтому спокойно развальцовываем
его по кругу (или, точнее, "раскурочиваем") и извлекаем сеточку...
Н-да, зрелище впечатляет....
Навскидку, работает менее четверти поверхности фильтрующего элемента (да и то с
учетом закрытых ребрами корпуса полосок), все остальное покрыто сплошным
толстым слоем грязи от изношенных фрикционов, продуктами разложения масла и
прочей нечистью. А что за светлые включения внизу? Это мелкие опилки и,
буквально, металлическая стружка (судя по дальнейшему осмотру, от одной из
планетарок и масляного насоса). Можно только предполагать, какая часть ATF от
потребного количества поступала в автомат...
Пробуем очистить - простое полоскание ничего не дает, а вот пальцем отложения
снимаются успешно - но и то, мелкие частицы 100% остаются между металлическими
"волокнами" сетки.
Понятно, что это яркий пример засоренного фильтра ("со здоровыми коробками
к нам не ходят", как сказали бы ремонтники), в других случаях отложений
будет существенно меньше. Но надежно определить, много или мало продуктов
износа скопилось в фильтре, можно только разобрав его.
Сейчас всё больше предлагаются
фильтра "нового" образца, которые не имеет внутри сетки, а некоторый
пористый наполнитель. Разумеется, такой фильтр уже не может не быть
одноразовым. По мнению "староверов", сделано это для того, чтобы вы
тратили лишние деньги при замене масла. Но я же склоняюсь к тому, что 20
долларов не отяготят бюджет владельца Lexus, а производитель фильтров сменил конструкцию фильтра исключительно
в целях лучшего качество задержки и отстоя грязи в АКПП.
Сегодня стоимость автомобиля
измеряется десятками тысяч долларов, стоимость
ремонта АКПП доходит до тысячи долларов.От правильного обслуживания АКПП – замена жидкости и фильтра каждые
30-40 тыс. километров зависит как долго будет
радовать Вас, дорогие автолюбители, умная автоматическая трансмиссия.