Как проверить уровень
масла в АКПП?
Для большинства автомобилей
уровень масла (ATF) в автоматической коробке перемены передач (АКПП)
проверяется при работающем двигателе и установке рычага выбора диапазона (РВД)
в положение «P». На щупе для измерения масла в АКПП, как правило, имеется
несколько меток. Две верхние, а иногда и единственные, соответствуют
нормальному уровню масла, прогретого до рабочей температуры (90°С). Часто этот
участок щупа отмечен насечкой и/или надписью “Hot”. Для того чтобы масло в АКПП
прогрелось до рабочей температуры необходимо проехать километров 15-20. После
прогрева масла в АКПП установите автомобиль на ровной, горизонтальной площадке.
Вытащите щуп из АКПП, и насухо протрите его. Затем вставьте щуп обратно в
щуповую трубу до упора и вновь извлеките. Самое нижнее, сухое место на щупе и
будет соответствовать уровню масла в АКПП.
Иногда на щупе есть еще и
нижние метки, соответствующие уровню холодного. Эта метка предназначена для
приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены.
Окончательно уровень, все равно, следует проверять после прогрева масла.
Часто на щупе бывает
написано, в каком положении РВД следует проверять уровень и тип используемого
масла.
Есть и особый случай –
автомобили Honda и Acura. У них уровень масла
проверяется так же после достижения температуры масла рабочей температуры, но
при заглушенном двигателе.
Есть АКПП, в которых
уровень масла проверяется при установке РВД в положение «N». Такие коробки
передач используются на переднеприводных автомобилях Mitsubishi, Proton и Hyundai. Заметьте, речь идет не о
моделях автомобилей, а о моделях трансмиссий. Так, например, переднеприводные
коробки и Mitsubishi
можно встретить на автомобилях Chrysler
и наоборот.
Если у вас автомобиль
Proton или Hyundai, то
уровень масла в АКПП следует проверять в положение РВД “N”. В случае автомобиля
Mitsubishi или Chrysler c поперечным расположением
двигателя, посмотрите на АКПП со стороны колеса. Если есть боковая штампованная
крышка, закрепленная десятью болтами, то у Вас АКПП производства Chrysler, и проверку уровня масла
следует осуществлять при установке РВД в положение “P”. Отсутствие такой крышки
говорит о том, что на Вашем автомобиле установлена АКПП фирмы Mitsubishi, и уровень масла следует
проверять при установке РВД в положение «N».
Также в положение «N» РВД
проверяется уровень на автомобилях Jeep
Cherokee и Jeep Grand
Cherokee с АКПП производства фирмы Chrysler.Но на некоторых моделях этих
автомобилей установлены АКПП фирмы Aisin
Warner, в которых уровень масла следует проверять в положение
РВД «P». Для определения типа коробки, установленной на Вашем автомобиле, можно
воспользоваться следующим способом. АКПП фирмы Aisin Warner имеет поддон прямоугольной формы, щуповая
труба приварена прямо к поддону сбоку, а в задней части поддона имеется сливная
пробка. У автоматических коробок фирмы Chrysler
поддон почти квадратный, щуповая труба установлена в картере коробки и сливной
пробки нет.
Кроме того, проверку уровня
масла в АКПП автомобилей VW, Audi с
трехскоростными коробками следует проводить при установке РВД в положение «N».
В некоторых АКПП вместо
щупа в картере имеется контрольная пробка. Не удобство этого заключается в том,
что для проверки масла нужно ставить автомобиль на «яму» или поднимать на подъемнике.
Но есть и преимущество: никогда не перельете масла в АКПП, что весьма важно.
Такие пробки имеют АКПП фирмы ZF, которыми, как правило, оборудуются автомобили
BMW. Причем на BMW с пятискоростными коробками эта же пробка служит и для
заливки масла. В целях безопасности контроль уровня в этом случае производится
при чуть теплом масле. Это – европейская мода. На “американцах” такая процедура
проверки уровня нам встречалась только в АКПП 4T40E.
Следует отметить, что
имеется АКПП, у которой, вообще, не предусмотрено ни каких устройств для
определения уровня масла. Это трансмиссия Mercedes 722.6, которая устанавливается сейчас,
практически, на все автомобили этой фирмы. Дело в том, что емкость, куда
заливается масла для АКПП, соединена с масляным поддоном через перепускной
клапан, назначение которого поддерживать требуемый уровень масла в поддоне.
Поэтому уровень залитого масла не играет такого значения, как для других
трансмиссий.
Чем опасны заниженный или завышенный
уровень масла в АКПП?
Слишком низкий уровень ATF
опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате
образуется воздушно-масляная “эмульсия”, которая хорошо сжимается и имеет
низкую теплоемкость и теплопроводность. Масло теряет важнейшие из своих свойств
и становится сжимаемым. Следствием этого будут снижение давления в системе
управления, плохой отвод тепла из АКПП, ухудшение смазки трущихся элементов.
Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет коробку из
строя. Хотелось бы отметить, что не стоит путать отдельные крупные пузырьки
воздуха в масле на щупе (что иногда бывает) с пенящимся маслом, которое
представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками
воздуха. Вспенивание масла увеличивают его объем, поэтому при проверке уровня
он окажется завышенным. В этом случае следует заглушить двигатель и дать
отстояться маслу в течение некоторого времени, и затем, не заводя двигатель,
проверить уровень масла. Если щуп окажется совсем сухой, то можно смело долить
литр, а то и два.
Масло может вспениваться и
вращающимися деталями АКПП, если уровень превышает допустимое значение. В этом
случае в масло начинают окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают его.
Вспенивание происходит не сразу после запуска двигателя, как в случае с заниженным
уровнем, а в процессе движения, особенно с высокими оборотами двигателя.
Как в случае заниженного
уровня масла, так и в случае завышенного уровня вспенивание масла приводит к
увеличению его объема, и, как следствие этого, к его выбросу через сапун коробки
передач. Заглянув под машину, можно часто увидеть там, что вся коробка в масле.
Уровень постоянно понижается, а следы течи масла отсутствуют
Предпосылкой такой
неисправности является наличие у некоторых типов АКПП вакуумного модулятора –
специального устройства формирующего давление, пропорционального степени
разряжения во впускном коллекторе двигателя. Внешне вакуумный модулятор
напоминает аналогичное устройство на жигулевском трамблере. Модулятор соединен
с впускным коллектором трубочкой, по которой, в случае неисправности мембраны
модулятора, масло из АКПП попадает в коллектор и сгорает.
Типичные представители
автомобилей, на которых установлена АКПП с модулятором: Ford Scorpio, Ford
Sierra , Ford Explorer , Mercedes, переднеприводные автомобили концерна General
Motors с четырехступенчатыми АКПП. Следует отметить, что с начала 90-х годов
происходит отказ от использования модуляторов и замена их электрическими
датчиками.
Еще одной причиной
понижения уровня ATF в АКПП при отсутствии течи может служить нарушение
герметичности системы охлаждения. У многих автомобилей радиатор для охлаждения
масла АКПП встроен в радиатор охлаждения антифриза двигателя. При нарушении
герметичности встроенного радиатора, масло попадает в систему охлаждения
двигателя, в результате чего антифриз превращается в розоватую эмульсию.
Сколько масла следует заливать в АКПП?
В зависимости от типа, АКПП
может вмещать от 4,2 литра (DAIHATSU TERIOS) до 15,5 литра ATF (FORD
EXPEDITION). Надо иметь в виду, что при замене сливается далеко не весь объем
масла. Часть масла остается в каналах системы управления, и, кроме того, далеко
не все трансформаторы имеют пробки для слива из них масла. Поэтому при сливе
масла часть его остается в АКПП, но это считается допустимым. Если Вы хотите
полностью сменить масло, то необходима двух или трехкратная замена масла.
Как определить, что залито в АКПП, и какое масло заливать
при его замене?
Трансмиссионные масла
отличаются как цветом, так и запахом. Есть светло желтые масла, а есть красных
оттенков ( от светлого CASTROL до насыщенного красного ELF). Следует сразу
сказать, что цвет масла определяется только красителем, который добавляется в
него, чтобы можно было отличить масло для АКПП от других масел, используемых в
автомобиле. Больше ничего цвет масла не определяет. Кроме того, через небольшой
отрезок времени работы любое масло приобретает прозрачно-коричневый цвет.
Учитывая то, что при замене
масла обновляется далеко не весь его объем, а также то, что в процессе
эксплуатации цвет и запах масла меняются – определить его марку, практически,
невозможно, даже если оно менялось недавно. Необходима хотя бы однократная, а
лучше двукратная замена масла (в случае отсутствия серьезных проблем в работе
АКПП).
Использовать следует то
масло, которое оговорено в инструкции по эксплуатации автомобиля. Бывает, что
тип рекомендованного масла указывается еще и на щупе. Кроме того, производители
масел выпускают плакаты и альбомы (их можно найти в специализированных
магазинах) с перечнем марок автомобилей и рекомендованных масел, как моторных,
так и трансмиссионных. Обычно, инструкция по эксплуатации рекомендует
использовать вполне определенный тип масла. Наверное, этому есть не только
техническое, но и коммерческое обоснование. Например, Chrysler и
переднеприводные Mitsubishi ( Hyundai ) используют Mopar ATF 7176, и в
инструкции указывается, что это масло имеет повышенные фрикционные свойства по
сравнению с Dexron или Mercon . Но на щупе у Dodge RAM и Jeep Grand Chrokee
можно обнаружить рекомендации заливать Mopar ATF 7176 или Dexron II. Значит
все-таки можно. Другой пример: Mobil не рекомендует смешивать разные типы
масел, даже собственного производства. А вот цитата с флакона Mobil Synthetic
ATF: “ Compatible with conventional ATF fluids” (Совместимо с обычными маслами
для автоматических коробок передач).
Если дело касается замены
масла в двигателе – алгоритм прост. Едем в солидный магазин, выбираем
производителя масла (по одному нам известному критерию). Из всего ассортимента
выбираем масло для бензиновых или дизельных двигателей, выбираем класс масла по
API (чтоб не ниже, чем в инструкции по эксплуатации) и желаемую вязкость по
SAE. Все. Почему если дело касается трансмиссии - начинаем не щадя времени и
денег искать зеленое масло? Не из-за того ли, что АКПП более экзотичный агрегат,
чем двигатель?
Опыт ремонта нескольких
тысяч автоматических трансмиссий говорит о том, что причины поломок более
прозаичны, чем смешение различных типов масел при его замене. Первостепенное
значение имеют условия эксплуатации трансмиссии, и даже самая дорогая синтетика
не поможет, если они нарушаются.
Как часто следует менять масло в АКПП?
Срок замены масла зависит
от типа АКПП, и, обычно, при нормальных условиях эксплуатации рекомендуется его
менять через 70 тысяч километров пробега автомобиля (либо через 2 года), и
через 25 тысяч километров (либо через 1 год), если условия эксплуатации отличны
от нормальных (жаркий климат, холодный климат, эксплуатация в условиях
мегаполиса, постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой и т.п.). У
некоторых дорогих моделях (например, BMW 750) по инструкции замена масла вообще
не предусмотрена. Но независимо ни от чего регулярно (1 раз в неделю)
проверяйте качество масла в АКПП Вашего автомобиля. Придерживаться
установленных сроков замены следует, если в процессе эксплуатации не происходит
значительного изменения качества масла или Вы не попадали в сложные условия
движения (застряли, долго буксировали другой автомобиль и т.п.). В случае
потемнения масла и или приобретения им горелого запаха необходимо его заменить,
не дожидаясь планового срока замены. Но не всегда замена горелого масла может
спасти положение. Чаще всего в этих случаях требуется капитальный ремонт АКПП.
При замене масла в АКПП
необходимо менять также прокладку поддона и фильтр. В некоторых типах АКПП
замена фильтра во время смены масла не предусматривается, т.к. фильтр не
доступен без снятия и разборки АКПП (например, Daewoo Espero, Nissan Maxima (с коробкой RE4F02A), SAAB 900 и 95 , Volvo 850, переднеприводные модели Opel с четырехскоростной АКПП).
Как оценить качество масла в АКПП?
Разные типы масел
отличаются как цветом, так и запахом. Если Ваша коробка недавно побывала в
ремонте, достаньте щуп и запомните цвет и запах ATF. Если в процессе
эксплуатации сильно изменился цвет или запах, то, значит, есть повод обратиться
в сервис для проверки состояния АКПП.
При покупке машины с
“автоматом”, масло должно быть прозрачным и не иметь темно-коричневого оттенка
или горелого запаха. Капните масло со щупа на белую бумажную салфетку и
убедитесь, что масло легко впитывается, и в нем нет посторонних включений. Если
в неисправной АКПП перед продажей несколько раз подряд менялось масло, то все
равно при тщательном анализе капли масла в нем можно различить мелкие черные
частички, не гармонирующие с прозрачным и ярким маслом. Зачастую можно увидеть
черный налет на щупе. В этом случае необходимо хорошо вытереть щуп и повторно
проанализировать состояние масла. Если налет повторно не появился, то, значит,
предыдущий был следствием того, что щуп долгое время не использовался. Не
помешает также заглянуть в систему охлаждения двигателя и убедиться, что
антифриз прозрачный и не содержит водо-масляной эмульсии. Имейте в виду, что
можно встретить антифриз красного цвета, на первый взгляд напоминающий масло
для автоматических AКПП.
Какие масла используются в АКПП кроме масла для
автоматических АКПП?
В переднеприводных
конструкциях АКПП, а также в некоторых полноприводных компоновках трансмиссий (
например AUDI, SUBARU) главная передача и дифференциал располагается в одном
картере с коробкой передач. Такая компоновка называется transaxle, в отличие от transmission, когда главная передача
находится в заднем мосту. Если главная пара находится в одном корпусе с АКПП и
представляет собой гипоидную передачу, то в картер дифференциала заливается
масло для гипоидных передач (раздельная смазка). В остальных случаях смазка
может быть как раздельной, так и совместной. В случае цилиндрического,
косозубого зацепления в главной передаче для ее смазки используется, как
правило, масло для AКПП. Проверка уровня масла в дифференциале при совместной
смазке не требуется. В случае раздельной смазки, как правило, имеется
контрольная пробка или щуп.
Как заменить масло в АКПП?
Последовательность действий
при замене масла такая же, как и при замене масла в двигателе. Сливаем старое
масло, меняем фильтр, заливаем новое масло. В большинстве случаев для замены
фильтра требуется снять поддон. Иногда фильтр находится внутри АКПП и
недоступен без демонтажа и разборки АКПП. В этом случае замена масла происходит
без замены фильтра. Вместе с фильтром меняется и прокладка поддона. Обычно
фильтр и прокладка продаются в одном наборе ( Filter kit). На некоторых моделях
поддон ставится без прокладки на герметик. Если фильтр выполнен в виде мелкой
металлической сетки и не имеет повреждений, то можно оставить старый, промыв и
продув его сжатым воздухом. Перед установкой фильтра на место проверьте
качество уплотнения его посадочного отверстия. Затягивать болты крепления
фильтра и поддона следует строго определенными моментами, оговоренными в
инструкции по эксплуатации автомобиля. После того, как Вы залили свежее масло,
необходимо завести двигатель. Удерживая машину тормозом, переместите РВД во все
положениям, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Затем установите его в
положение «Р» или «N», проверьте уровень масла и доведите его до отметки,
соответствующей холодному состоянию масла. Окончательно проверьте уровень
только после пробега 15- 20 километров, когда температура масла достигнет
рабочего значения.
В процессе замены масла
следует оценить наличие продуктов износа, находящиеся в поддоне, на магнитах
поддона и в фильтре. Небольшое количество взвеси в масле, пыли цветных металлов
и небольшой серый налет на магнитах можно считать нормой. Кусочки пластмассы,
металлов, наличие черных чешуек или глиноподобных отложений в поддоне
свидетельствуют о необходимости капитального ремонта АКПП, даже если жалобы на
работу трансмиссии пока отсутствуют.
Оправдано ли использование присадок к ATF?
Современные масла уже имеют
в своем составе все необходимые присадки. Этот вопрос часто задают при
возникновении проблем в работе автоматической трансмиссии. В большинстве
случаев проблемы в работе АКПП сопровождаются повышенным износом фрикционных
элементов управления. Это необратимый процесс и ни замена масла, ни присадки не
восстановят их. Поэтому, по большому счету, капитальный ремонт – единственный
способ восстановить работоспособность трансмиссии.
|