Принцип действия роботизированных коробок
передач .
Смыканием/размыканием сцепления и выбором
передач в «роботе»
занимаются сервоприводы — актуаторы. Чаще всего это шаговый электромотор с
редуктором и исполнительным механизмом. Но встречаются и гидравлические
актуаторы.
Роботизированная
КПП Sensodrive применяется на автомобилях марки Citroen
Управляет актуаторами электронный блок. По
команде на переключение первый сервопривод выжимает сцепление, второй
перемещает синхронизаторы, включая нужную передачу. Затем первый плавно
отпускает сцепление. Таким образом, педаль сцепления в салоне больше не нужна —
при поступлении команды электроника всё сделает сама. В автоматическом режиме
команда на смену передачи поступает от компьютера, учитывающего скорость
движения, обороты двигателя, данные ESP, ABS и других систем. А в
ручном — приказ на переключение отдаёт водитель при помощи селектора КПП или
подрулевых лепестков.
Фирма
Ricardo на примере «робота» Easytronic от модели Opel Corsa предложила заменить
раздельные актуаторы для сцепления и выбора передачи одиночным электромагнитным
актуатором. Благодаря этому уменьшились размеры и масса агрегата. И самое
главное — механизм выбора передачи стал работать в восемь раз быстрее, а общий
период разрыва потока мощности сократился до 0,35 с. Вверху — серийный
Easytronic, внизу — рисунок разработки Ricardo.
Проблема «робота» — отсутствие обратной
связи по сцеплению. Человек чувствует момент смыкания дисков и может
переключить скорость быстро и плавно. А электроника вынуждена
перестраховываться: чтобы избежать рывков и сохранить сцепление, «робот»
надолго разрывает поток мощности от двигателя к колёсам во время переключения.
Получаются дискомфортные провалы на разгоне. Единственный способ достичь
комфорта при переключениях — сократить их время. А это, увы, означает рост цены
всей конструкции.
Пионером массового
использования преселективных коробок стал концерн Volkswagen, использующий DSG
( S-tronic у Audi) как на переднеприводных, так и на полноприводных моделях с продольно
и поперечно установленными двигателями. Аббревиатура DSG (Direct Shift Gearbox
— коробка прямого включения) стала нарицательным для коробок с двумя сцеплениями
— хотя на самом деле это просто товарный знак.
Революционным решением стала появившаяся в
начале 80-х трансмиссия с двумя сцеплениями DCT (dual clutch transmission).
Рассмотрим её работу на примере 6-ступенчатой коробки DSG
концерна Volkswagen. У коробки два вторичных вала, с расположенными на них
ведомыми шестернями и синхронизаторами — как у шестиступенчатой «механики»
Гольфа. Фокус в том, что первичных валов тоже два: они вставлены друг в друга
по принципу матрёшки. Каждый из валов соединяется с двигателем через отдельное
многодисковое сцепление. На внешнем первичном валу закреплены шестерни второй,
четвёртой и шестой передач, на внутреннем — первой, третьей, пятой и заднего
хода. Допустим, автомобиль начинает разгон с места. Включается первая передача
(муфта блокирует ведомую шестерню первой передачи). Замыкается первое
сцепление, и крутящий момент через внутренний первичный вал передаётся на
колёса. Поехали! Но одновременно с включением первой передачи умная электроника
прогнозирует последующее включение второй — и блокирует её вторичную шестерню.
Именно поэтому такие коробки ещё называют преселективными. Таким образом,
включено две передачи сразу, но заклинивания не происходит, — ведущая шестерня
второй передачи находится на внешнем валу, сцепление которого пока разомкнуто.
Состояние
DSG при движении на первой передаче. Муфтами блокированы шестерни 1-й и 2-й
передач.
Когда машина достаточно разгонится и
компьютер решит повысить передачу, размыкается первое сцепление и одновременно
замыкается второе. Крутящий момент теперь идёт через внешний первичный вал и
пару второй передачи. На внутреннем валу уже выбрана третья. При замедлении те
же операции происходят в обратном порядке. Переход происходит практически без
разрыва потока мощности и с фантастической скоростью. Серийная коробка Гольфа
переключается за восемь миллисекунд. Сравните со 150 мс на Ferrari Enzo!
Состояние
DSG после переключения на 2-ю передачу. 3-я передача ожидает своей очереди.
Коробки с двойным сцеплением
экономичнее и быстрее традиционных механических, а также более комфортны, чем «автоматы».
Главный их недостаток — высокая цена. Вторую проблему — неспособность
передавать большой крутящий момент — решили с появлением DSG фирмы
Ricardo на 1000-сильном купе Bugatti Veyron. Но пока удел большинства
суперкаров — «роботы». Хотя, например, коробка Ferrari 599 GTB Fiorano — не чета
опелевскому Изитронику: время переключения у суперробота исчисляется десятками
миллисекунд.
Фольксвагеновцы продолжают разрабатывать
новые модели коробок. И вот разработчики
представляют новую КП. У нее семь передач — и «сухие» сцепления вместо пакетов
«мокрых» фрикционов. Идея не оригинальна: еще в 2003 году, сразу после
появления DSG на Гольфе R32, трансмиссионная фирма Luk представила прототип
коробки PSG (Parallel Shift Gearbox). Концептуально это была та же DSG, только
с «сухими» сцеплениями. И фольксвагеновцы решили, что лучше сотрудничать, чем
плодить конкурентов, — у новой коробки хитрый двухмассовый маховик со
специальной «плитой» и два сцепления, обнимающие ее, носят марку Luk. Узел
необслуживаемый.
Другое новшество — маслонасос с
электроприводом. Он включается только при падении давления ниже критического
минимума, не отнимая мощность от двигателя без необходимости, как это было
ранее.
Все это позволило снизить расход топлива по
сравнению с прежней DSG на 6,5% в европейском ездовом цикле NEDC. А сама
коробка стала легче на целых 23 кг — она весит 70 кг против 93 кг у
шестиступенчатой DSG. Но… Семиступенчатая DSG может «переварить» лишь 250 Нм —
на целых 100 Нм меньше, чем шестиступенчатая с «мокрыми» сцеплениями. Поэтому
область ее применения — только «маленькие» моторы. Например такие, как
122-сильная версия «двухнаддувника» 1.4 TSI или 105-сильный дизель 1.9 TDI.
У других автопроизводителей тоже есть свои
разработки в этом направлении. Мерседес предлагает роботизированную коробку
Speedshift.
Роботизированная
коробка AMG Speedshift, устанавливаемая на новейший SL 63 AMG, представляет
собой модифицированный мерседесовский «автомат» 7G-Tronic. Только крутящий
момент вместо тяжёлого и инертного гидротрансформатора передает одинарное
многодисковое «мокрое» сцепление. Благодаря применению сложных
электрогидравлических актуаторов время переключения составляет 0,1 с.
Еще одна новинка в трансмиссии Audi –
семиступенчатая коробка передач S tronic. Принцип ее работы схож с фольксвагеновскими
КП DSG. S tronic также двухконтурная, имеет по два пакета фрикционов
(сцеплений), а также внутренние и наружные первичные валы. Но конструктивно
новинка отличается от DSG. Так, муфты включения передач (синхронизаторы)
располагаются как на первичных валах, так и на общем вторичном (у DSG два
вторичных вала стоят отдельно по обе стороны от первичного вала). Такое отличие
обусловлено использованием этих КП в разных трансмиссиях. DSG предназначена для
переднеприводных машин с поперечным расположением мотора, поэтому она должна
быть максимально короткой, а S tronic – для полноприводных с продольным
расположением двигателя, где нет таких ограничений в длину.
Данная механическая КП роботизирована, поэтому может работать и в
автоматическом режиме, и в ручном. Чтобы подчеркнуть спортивность S tronic, на
руле продублированы клавиши ручного переключения ступеней КП. В зависимости от
стиля вождения можно выбрать программу работы КП в автоматическом режиме –
"движение" или "спорт".
Работает S tronic следующим образом. На нейтральной передаче муфты
синхронизаторов выведены из зацепления с шестернями, а оба сцепления включены,
поэтому первичные валы вращаются с одинаковой скоростью. При перемещении рычага
КП в положение первой передачи автоматика выключает сцепление второго контура и
включает первую передачу. Крутящий момент передается на вторичный вал первого
контура, а затем через редукторы, дифференциалы и полуоси – к колесам.
Интеллектуальный блок управления постоянно следит за оборотами двигателя. При
росте скорости (в автоматическом режиме) автоматика включает вторую передачу,
которая относится ко второму, пока выключенному контуру. Когда обороты мотора
достигают определенных пределов, электроника дает команду включить очередную
передачу. Для ее выполнения автоматике достаточно только выключить одно
сцепление и задействовать другое. Такое заблаговременное включение передач дает
выигрыш во времени переключения, а значит, и в динамике разгона. Большее
количество передач обеспечивает не только лучшую динамику, но и снижение
выбросов CO2.
S tronic способна работать в режиме до 9 тыс. об./ мин. и передавать крутящий
момент до 550 Нм. Данной КП оснащаются полноприводная А4 и Q5, но в будущем она
найдет место и в трансмиссиях других моделей.
Сегодня коробки DCT есть и у компаний BMW, Ford, Mitsubishi и FIAT.
Преселективные коробки признали даже инженеры Porsche, которые используют в
своих машинах только проверенные технологии.
Ниже указаны основные наименования коробок и
марки автомобилей, использующих их.
P.S. В мае 2009 года компания VOLVO презентовала двухлитровый Volvo S40 c новой
автоматической трансмиссией Powershift. Помимо модели S40 эта АКПП будет
устанавливаться на Volvo V50 и Volvo C30 с объемом мотора два литра.
Нужно починить ксерокс? Проработал не много после долго не пользовалась им тут в обед пыталась включить, а принтер умер.... Вот попалось рядышком- http://www.filpan.ru/uslfind.php?id=3&usl=1 - Качественный ремонт принтера Кто здесь чинил копир? Подкажите плиз!
Здрастуйте! Знову скінчився картридж ! Грошей на новий мало , та й на заправку теж , а необхідно терміново роздрукувати два листи . Де можна придбати недорогий картридж для Xerox WC 3550. Ось натрапила на форумі : http://www.filpan.ru - недорогий сумісний картридж Xerox WC 3550.
Як ви думаєте купити http://www.filpan.ru - прошивка картриджа Xerox WC 3550. Чуть поработал и кончился картридж.
Случайно купила себе ксерокс - scx 3200 , картридж кончился и что теперь делать? Позвонила в разные организации, сказали, что не могут помочь, надо покупать только новый картридж! Посоветуйте, может кто сталкивался с samsung? Картридж такой дорогой! Где подешевле найти картридж для scx 3200
Купила здесь: заправить и http://www.filpan.ru/uslfind.php?view=1&id=327&raz=9&usl=1 - samsung scx 3200